О компанииО мумиеВопросы и ответыКонтактыДоставка и оплатаСтоимостьКарта сайтаМумие инструкция

Форма заказа 

 

Физические свойства 
Микробиологические свойства 
Лабораторные исследования 
Химические свойства 
Экспедиции 
О компании 
О мумие 
Вопросы и ответы 
Контакты 
Доставка и оплата 
Стоимость 
Карта сайта 
Мумие инструкция 

 

Целебные свойства

Лечение мумие

Рецепты применения мумие

Заболевания кровиИспользование мумие в стоматологииЗаболевания органов дыханияЗаболевания желудочно-кишечного тракта. КолитыЯзвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишкиПериферическая нервная система. Экземы.Заболевания печениЗаболевания нервной системыНевриты лицевого нерваПротивовоспалительное действие мумиеПереломыОжогиТрофические язвыПобочные действия мумиеАнтимикробное действие мумиеГнойно-воспалительные процессыДействие мумие на имунную систему

 Домой  О мумие  Получение мумие  Мумие в природе  Сведения о мумие 
 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУМИЕ (Алтымышев)

В Западном Саяне геологи Красноярской геологосъемочной экспедиции обнаружили мумие в 1966 г. (точнее: не обнаружили, а заинтересовались им благодаря появившимся публикациям) и мой знакомый — главный геолог экспедиции Д. И. Мусатов — начал уговаривать меня заняться его изучением. Согласился я не сразу. Понимал, что настоящая работа может получиться только в содружестве с фармакологами.

Летом 1968 г., будучи в Ленинграде, я зашел в Химико-фармацевтический институт и убедился, что сотрудники кафедры фармакогнозии, изучающей вопросы создания лекарственных форм, К. Ф. Блинова и Н. В. Сыровежко действительно всерьез занимаются проблемой мумие. (Н. В. Сыровежко в 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию по фармакологии мумие, но проблема мумие ни на шаг не приблизилась к своему решению, так же, как не приблизилась она после защиты докторской диссертации Ю. Нуралиевым).

Такого исхода я никак не мог предположить, и потому, договорившись с коллегами о сотрудничестве и оставив им образцы мумие, начал собирать литературу...

Мумие известно из глубокой древности. Упоминания о нем можно найти в древних рукописях на греческом, арабском, Персидском, индийском и многих других языках...

«Второе рождение» мумие произошло в начале 60-х годов нашего столетия благодаря стараниям X. Р. Расулова (1964) и особенно А. Ш. Шакирова (1964, 1968, 1976, 1980), работавшего в Ташкентском институте Народной медицины. Много сделали для его изучения К. Т. Таджиев (1971), Ю. Н. Нуралиев (1968, 1970, 1977), А. А. Алтымашев и Б. К. Коргубеков (1980) и многие другие исследователи. Авторы приводят не только данные экспериментов на животных и клинические наблюдения, но и обширные сведения по истории использования мумие.

Само слово мумие — греческого происхождения и означает: «сохраняющее тело». Вероятно, древние греки узнали о мумие от египтян, использовавших его для бальзамирования трупов. Аристотель — не только великий философ, но и врач. — назначал мумие при параличе лицевого нерва, эпилепсии, головной боли, головокружении, многих других болезнях.

Особенно много данных о мумие в трудах ученых Средней Азии и Ближнего Востока.

Абу-Рахман Беруин, тысячелетний юбилей которого миро, вся научная общественность отмечала в 1973 г., писал в своей «Минералогии»: «Горная смола (мумийа) в некоторых отношениях соответствует амбре и ароматическим смолам и заслуживает, чтобы ее хранили... для оказания помощи тому у кого в теле сломается какая-либо кость».

Крупнейший врач, фармаколог и философ (большинство врачей в прошлом были и философами) Абу Ибн Сина, более известный как Авиценна в «Каноне врачебной науки» (т. II) писал: «Мумие» —горный воск. Обладает разжижающими и рассасывающими свойствами... в виде питья и втирания,— прекрасное средство от болей при вывихе и переломах, при общем параличе лицевого нерва». Далее Авиценна описывает прекрасное действие мумие при кашле, ангине, кровохарканья из легкого, заболеваниях желудка, печени, сердца.

При гнойном воспалении среднего уха он назначал по 0,035 г. мумие с розовым маслом или кислым виноградным соком, при кровотечении из легких — 0,1 г с крепким винным напитком, а при желудочно-кишечных заболеваниях — по 0,19 г с шелковичным или чечевичным отваром. Кроме того, Авиценна рекомендовал мумие при заболеваниях мочевого пузыря и при задержке мочи, при отравлении алкоголем и при укусе скорпиона.

Древние медики назначали мумие, как правило, в смеси с различными веществами. Так Аристотель рекомендовал его в смеси с виноградным соком, с камфорой или медом. Авиценна назначал его с соком майорана, розовым маслом и другими растительными маслами для втирания.

Абукар Раби ал-Бухарон в учебнике для изучающих искусство врачевания (960 г.) рекомендовал принимать мумие с медом. С медом же назначал мумие Мухаммед Татит (XII в.). В трактате «Лаззатул-нисо» по вопросам акушерства, гинекологии, сексологии и гигиены половой жизни он описал способность мумие усиливать половую функцию... Данные о мумие приводят Мухаммад Хусаин (1271), Мухаммад Мумин 1(1273), Дауд Ад-Дайре Антоки (1302) и многие другие.

Не ослабевает интерес к мумие и в более близкое нам время. Мухаммад Арзани (1735) описывает применение мумие для лечения ран, ушибов, переломов в смеси с вином или грозовым маслом. Мухаммад Хусейн Ширази (1762) в книге Г«Махзан-ул-адвия» («Сокровищница лекарств») указывает на эффективность мумие при женских заболеваниях, заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы и, особенно, желудочно-кишечного тракта; при травмах, переломах, гнойных заболеваниях. Рекомендует мумие с персиковым маслом, соком одуванчика, огуречным соком, яичными желтками.

Ал-Комуз Мухий (1795) описывает применение мумие с шафраном, армянской глиной, яичным желтком. Ходихан Хусейн (1857) весьма подробно описывает приготовление смесей мумие с различными отварами на водяной бане. Садик Али Разави (1885) указывает на высокую эффективность мумие при аллергических, воспалительных заболеваниях: при бронхиальной астме, воспалении молочных желез, при травмах, заболеваниях желудка, печени, мочевых путей; при мужском и женском бесплодии, а также при укусах ядовитых насекомых. Он назначал препарат в чистом виде или в смеси с медом, персиковым или розовым маслом, коровьим жиром...

Терминология

Наряду с греческим значением слова «мумие» — «сохраняющее тело» известны и другие. Его переводят с арабского как «мум» — воск, с иранского — «защищающий организм». Есть множество местных названий. Так, Ю. И. Колесниченко и В. И. Ищенко (1966) приводят тибетское название мумие — «барг-шун» (сок скал) и бирманское «чао-тун» (кровь горы). Ю. В. Никифоров (1973) цитирует книгу «Джудши» (V в.), в которой указано, что Браг-Шун — испражнения гоби-алтайской горной полевки. Латинское название этой мышки — бракшин. Термин же «бракшун», которым обозначают мумие в Забайкалье, Ю. Никифоров переводит с тибеского как «горное переваренное» А. Шакиров приводит индийское название мумие — «шаладжиди». А в проспекте одной из современных индийских фармацевтических фирм «Хималайя», прославившейся тем, что впервые выделила препараты Раувольфии для снижения кровяного давления, мумие фигурирует во многих лрописях лекарств под названием «Шилаит» (shilajut).

Аналогично название препарата, выпускаемого непальской фирмой "Шри Кришна Аушадхалайа».

В Туркмении мумие нередко называют—мумногай, о Узбекистане «асиль» (настоящее), в Таджикистане —«зогх» ми «кием»» а Киргизии — «Архар-Таш», В Туве оно известно как "чукладер».

Легендарное лекарство, используемое фактически при любых заболеваниях, не могло не вдохновить поэтов. А. Шакиров приводит четверостишье Малави Мухаммад Хусайна (1862):

 

Человек, пока не попадет в беду,

Не узнает ценности своего друга.

Но сломанная кость руки человека

Всегда будет знать ценность мумие.

 

Великий Шекспир неоднократно вспоминает мумие устами своих героев. О нем поют ведьмы у котла со своим варевом в «Макбете», Фальстаф в «Виндзорских проказницах» грозится принять «гору мумие»... Даже знаменитый платок Дездемоны, послуживший главной уликой для Отелло, оказывается, был пропитан мумие...

Значит мумие знала и европейская медицина. Знала и забыла?

Мумие и европейская медицина

Известно, что врач короля Наварры Гий де ля Фонтен в 1564 г. специально путешествовал по Египту, собирая сведения о мумие. Он видел у торговцев Александрии до 40 разновидностей мумие, приготовленного из тел мертвых рабов, из трупов щенков. Тела обрабатывались битумом и высушивались на солнце, либо закапывались в горячий песок в специальных сосудах. В результате немецкий ученый Блаунт (1656) считал, что существует только «человеческое» мумие из забальзамированных трупов. Он приводит цитату из трудов другого врача — Хакслайта (1599): «И эти мертвые тела являются мумие, которое врачи и аптекари заставляют нас глотать против нашей воли».

При таком взгляде на мумие, естественно, что известный хирург Амбруаз Паре (1509-1580) — личный врач Карла IX, гугенот, которого король спас в своей спальне во время Варфоломеевской ночи, — запрещал употреблять мумие в боль ших дозах, так как ни врач, ни аптекарь, продающий его, не знают ничего о его происхождении.

И тем не менее, Джон Паркинсон (1567—1650) писал в своем «Травнике» об успешном применении мумие при различных заболеваниях. В 1776 г. английский врач Роберт Джеймс включил мумие в «Фармакопею» как смолистое вещество, черное, блестящее, с приятным запахом и кисловато-горьким вкусом...

У человека, впервые столкнувшегося с проблемой мумие, после всего вышесказанного возникает естественный вопрос: почему средство, известное уже в глубокой древности, средство, столь широко распространенное и эффективное, не вошло в медицину современную, как вошли в нее препараты наперстянки и ландыша, валерианы и чистотела, сулемы и дегтя и сотни других средств, использовавшихся нашими предками?

Ответов на этот вопрос несколько, и первый можно дать уже сейчас, в самом начале повествования. Представляется, что ограниченность запасов природного мумие, их удаленность и относительная сложность добычи привели к распространению в Европе искусственного мумие и поэтому уже Амбруаз Паре начал возражать против его применения.

Эмпирическая по самой своей сути средневековая медицина использовала мумие, медицина же научная требовала знания природы, химического состава, физических свойств, механизмов действия лекарства. Изучение всех этих данных стало возможно лишь в наше время.

Происхождение мумие

Древние авторы объясняли природу мумие по-разному. Бируни в своей «Минералогии» указывал, что «...пчелы запечатывают свой мед и детку черным воском с острым специфическим запахом. Это лекарство от ушибов и ран, оно дорогое и редкое и называется по-персидски «мумие». Возвращаясь к этому вопросу, Бируни пишет, что «мумие» — горная смола, в некоторых отношениях соответствующая амбре и ароматическим смолам, а далее рассуждает, что, возможно, мумие — загустевшая моча горных козлов, мочащихся при гоне в одно и тоже место. Таким образом, уже Бируни высказывает три различные версии происхождения мумие.

Многими авторами приводится легенда о том, как еще до нашей эры охотники иранского царя Фирудина ранили в ноrу джейрана. Джейран скрылся от охотников в пещере и был пойман только через несколько дней. Раны на нем были смазаны каким-то черным смолистым веществом. В пещере охотники нашли такое же вещество и передали его царю. Царские мудрецы обследовали пещеру и пришли к выводу, что вещество вытекает из трещин, что его лижут животные и клюют птицы, исцеляя свои болезни. По указанию царя вход в пещеру заложили камнями и тщательно охраняли. Лишь раз в году ее открывали и накопившееся вещество отправляли в царскую сокровищницу. Пещера эта расположена на севере Ирана в местности, называющейся Дороб. Поэтому целительный бальзам называется «мумие-доробн».

Мухаммад Хусейн Аляви (1271) описывал, что в месте многолетней добычи мумие образовывалась глубокая яма. Ее прикрывали большим камнем, который могли сдвинуть лишь 50—60 человек. Раз в году яму открывали, и человек, спустившийся в нее, собирал мумие, накопившееся в виде тонкой пленки на поверхности воды, собравшейся в яме. Оно накапливалось в виде чешуек на стенках колодца, на камнях на его дне. Камни извлекали и кипятили в воде, а потом застывшее мумие снимали с ее поверхности.

В фармакопее восточной медицины «Тухбаратул мумин» описано, что в древние времена трупы мумифицировали, обрабатывая их мумие, медом, смолами и другими веществами. Они сохранялись многие века. Иногда трупы вымывались разливами рек. Мухаммад Мумин считал, что такие мумифицированные трупы равноценны минеральному мумие и называл их «человеческим мумие».

В этих высказываниях также нельзя не обратить внимание на явные противоречия. Общеизвестно, что мумие хорошо растворимо в воде; как же могло оно «застывать на ее поверхности в виде пленки»?

Взгляды на природу мумие отражены прежде всего в его названиях: горный воск, сок скал, кровь горы и пр...

Важно разобраться, что понимают под термином «мумие» современные исследователи и как они представляют себе природу и происхождение древнего бальзама.

На территории Советского Союза мумие обнаружено на Памире, Тяньшане, Алтае, на Кавказе, в Забайкалье, в Западном и Восточном Саяне и во многих других местах. Поскольку геологическое описание мест скопления мумие практически однотипно, привожу данные геологов Красноярской геологосъемочной экспедиции, где по решению Министерства геологии РСФСР и 1969—1975 гг. работала специальная поисковая группа. В работе группы я принимал непосредственное участие, выезжая с ней на полевые работы.

Проявления мумие наблюдаются в основном в пределах обвально-осыпных форм рельефа, в многочисленных пещерах, трещинах, под карнизами пород в скальных обнажениях, а также под глыбами курумов у основания скал. Зона распространения исключительно на безлесых юго-восточных и южных склонах с высокой температурой прогрева. В летние солнечные дни камень нагревается до 70—80°С. Крутизна склонов 30—60°, высота от дна долин — 100—200 метров. Высота распространения 200—1000 метров (на Памире, Тяньшане — до 3—4 тыс. метров). От литологического состава пород образование мумие, по-видимому, не зависит, так как оно встречается в различного рода песчанниках, альвеолитах, в дайках диабазов и в гранитах. Геологической предпосылкой образования мумие является сильная дробленность и трещиноватость пород — проявления интенсивной дезъюнктной тектоники. Мумие обнаруживается лишь в горных массивах с повышенной тектонической активностью. Как правило, трещинки и пещерки с образованием мумие приурочены к круто падающим трещинам, что позволяет предполагать, что в зонах дробления образованию мумие способствуют глубинные излучения и эманации.

Встречается мумие в четырех формах: чаще всего в смеси с экскрементами мышей (в трещинах или в виде отдельных почкообразных скоплений), с экскрементами белок-летяг (в трещинах) и с экскрементами горного суслика—медведки-сеноставки (замуровывающее трещины или в виде конических кучек под карнизами и в курумах), и, наконец, в виде мелких сосулек, натеков, тонких пленок всегда приуроченных к вышеописанным формам.

Экскременты грызунов, пропитанные мумие, нередко перемешаны с сеном или прикрыты нагрызенной свежей травкой, при идентификации которых сотрудниками Тимирязевской сельскохозяйственной академии были обнаружены лекарственные растения: звездчатка вильчатая, полынь, мятлик, ревень, володушка многонервная, валериана лекарственная, тмин бурятский, можжевельник, шиповник иглистый и многие другие...

На Памире, Тяньшане, Алтае обнаруживаются все те же формы мумие. В Забайкалье — лишь связанные с экскрементами белки-летяги. На Кавказе, напротив, лишь тонкие пленчатые образования, но всегда приуроченные к большим скоплениям навоза.

Н. П. Петров и А. Ш. Шакиров (1964) пишут, что находили мумие в пещерах и под карнизами, где отдыхают дикие козы. По их мнению козий помет бродит, образующийся экстракт вымывается дождем, стекает по трещинам и засыхает, а при испарении возгоняется и оседает на стенах и сводах. Такой же «фекалогенной» теории происхождения мумие придерживаются К. Т. Порошин с соавторами (1964), Б. Кергубеков (1971), И. В. Кусельтан с соавторами (1964), В. Гладилин (1971), П. Юрьев (J97I), Н. В. Сыровежко (1972) » и многие другие.

И. И. Ибрагимов с соавторами (1970) доказывают фекалогенное происхождение мумие не только постоянным eго смешиванием с экскрементами животных, но и однотипностью спектральных анализов мумие и содержимого желудка и кишечника пищухи (сеноставки), в рационе которой по их данным содержится до 20 видов лекарственных растений.

Нельзя не отметить, что при этом животные могут выступать в роли своеобразной обогатительной фабрики, поглощая «готовое» мумие и накапливая его в своих испражнениях.

Ю. В. Никифоров (1973) одни разновидности мумие относит к фекалогенным, другие же идентифицирует с прополисом. Такого же взгляда придерживаются В. Н. Исмаилова c соавторами (1968, 1969).

К. В. Кострин (1965) считает, что мумие нефтяного происхождения. В. В. Карпова и А. Л. Шинкаренко (1970), В. Г. Бунакова и О. А. Тамбиева (1972) также относят кавказское мумие к битумопроявлениям.

Ленинградские фармакологи К. Ф. Блинова, Н. В. Сыровежко и Г. П. Яковлев провели сравнительное изучение множества образцов мумие (1972) и предложили разделить все продукты, известные под термином «мумие», на собственно мумие (среднеазиатские сорта «саладжиди», «дороби»; забайкальский «брагшун», саянское мумие и все остальные сорта, связанные с экскрементами животных), на «зогх» — пленчатые образования, встречающиеся и в Азии, и на Кавказе, и на «антарктическое мумие» — нерастворимое в воде и отличающееся отсутствием характерного запаха, вкуса и составом микроэлементов. Так называемое «каменное масло» или «белое мумие», по их данным, представляет смесь алюминиевых и железных квасцов. 

Л. В. Ковальский и Р. М. Никитин считают, что соседство мумие с фекалиями и смесь с ними — явление вторичное. По их данным мумие продукт гидрогеологический — вымываемый из толщи пород при микрофильтрации грунтовых и дождевых род. Одновременно они подчеркивают, что при обсуждении «опроса об «истинности» мумие целесообразно учитывать отношение к нему местного населения, веками использующего мумие как целебное средство. В Зеровшане же, как пишут те же авторы, местное население не различает по эффективности и действию встречающиеся там сорта мумие: асиль, зогх, дороби, саладжиди.

Эти рассуждения Л. Ковальского и Р. Никитина чрезвычайно важны, так как указывают на то, что продолжающиеся споры о природе мумие по сути носят чисто «теоретический» характер и к его свойствам и возможности его использования прямого отношения не имеют. Однако, эти споры представляют научный интерес и мы продолжим их изложение.

Взгляда на мумие, как на продукт гидрогеологический придерживаются К. Т. Таджиев с соавторами (1971) и Ю. Н. Нуралиев (1973). Последний в своей докторской диссертации предлагает делить мумие на «чистое» — асиль и зогх, «первично-загрязненное» — смесь асиль и зогха с породой, пылью, растительными остатками и животными и «вторично-третично-загрязненное» — результат поглощения асиль и зогха животными и накопления в их экскрементах.

На книге Ю. Нуралиева «Мумие и его лечебные свойства», написанной вместе с руководителем его докторской диссертации П. Денисенко (Душанбе, 1977), нам хотелось бы остановиться несколько подробнее.

Ю. Нуралиев детально описывает источники, с которых он брал мумие и делает акцент на «вытекании мумие из трещин». В самих описаниях есть определенные несообразности. Например: «...толщина слоя мумие доходила до 12—16 см»-« далее — «Мумие из данного источника совершенно свободно от примесей». Но при этом автору удалось собрать всего «...129 г. чистого мумие»!

Движимый желанием доказать свою теорию происхождения мумие автор нередко «усиливает» используемые определения. Например: «...содержание углерода, водорода в органической части первично-загрязненных продуктов было намного (выделено мною. — А. Ш.) ниже, чем в первично-чистых...». В таблице же мы находим: 57,2±0,17 и 53,0±3,0.

Если учесть, что по словам автора изучено всего 3-5 образцов, то при указанной квадратичной ошибке среднего различия между цифрами вообще недостоверны! Конечно ±3,0 может быть просто опечаткой, как и другая явная опечатка - указание на то, что больным язвой желудка назначали мумие в дозе 100 или 200 мг/кг два раза в день. Ведь при этом человек среднего веса (70 кг) должен был получать 14-28 г вещества в сутки; те. дозу в 100 раз превышающую имеющиеся в литературе о мумие.

Вот уж действительно - прав был Аркадий Райкин, когда шутил: "Мария Ивановна! Вы читаете журнал "Здоровье"? Вы умрете от опечатки."

С рассуждениями Ю. Нуралиева о происхождении мумие в конце концов можно было бы и согласиться, если бы продолжая их, автор не впадал в явное противоречие с фактами и логикой.

Первые два вида мумие он относит к "достаточно минерализованному" - то есть содержащему 15-25 % золы и большое количество микроэлементов: 26-29 в "чистом" и 21-23 в "первично-загрязненном". "Вторично-третично-загрязненное" мумие, по данным Ю. Нуралиева, содержит менее 15 % золы и всего 14-17 микроэлементов и определяется как "деминерализованное". Активность "минерализованного" мумие всока, и доза для человека - пишет Ю. Нуралиев - составляет 1-1,5 мг на 1 кг веса. Активность же "деминерализованного" мумие вдвое ниже, но повышается (выделено А.Ш.) при увеличении дозы до 3 мг/кг.

Данные о зольности и составе элементов в мумие находятся в противоречии с литературными (смотри табл.1). Кроме того, не ясно, каким образом увеличение дозы "деминерализованного мумие" может привести к усилению его активности, раз активность автор связывает именно со степенью его минерализации!

Не могу не сказать, что эти досадные "накладки" ничуть не уменьшают ценность работы Ю. Нуралиева, а лишь подтверждают мнение Ф. Энгельса о том, что в практической деятельности ученый всегда остается материалистом, а при теоретическом обсуждении вопросов, которые нельзя "пощупать" (как происхождение мумие), нередко "впадает в ересь". Все мы в той или иной мере рабы своих эмоций. Фекалогенная теория мумие "дурно пахнет", и некоторые авторы в своих последующих работах отказываются от нее в пользу минерального происхождения мумие.

I Особый интерес в связи с этим вопросом представляют исследования А. А. Алтамышсва и Б. К. Коргубекова (1980). Авторы содержали в условиях лаборатории горных серебристых полевок, скармливали им большой ассортимент лекарственных растений. Семьи из пяти мышей «производила» ежесуточно 7,6-10 г пометя, Экстракты из него практически не отличались от экстрактов из мумие «Архар-Таш», добываемого и горях Киргизии.

Обобщая данные о происхождении мумие, А. Алтымашев и Б. Коргубеков различают 7 его видов.

«1. Трупное мумие — образуется при медленном разложении трупов животных, рыб, насекомых.

2. Лишайниковое мумие — продукт жизнедеятельности-низших растений.

З Арчевое мумие—выделения из стволов и корней арче-вых, ели, сосны.

4. Битумное мумие — продукт разложения растений, не содержащий летучих углеводородов.

б. Экскрементальное мумне — окаменевшие экскременты грызунов (самый распространенный вид).

6. Медово-восковое мумие — полимеризировавшийся продукт жизнедеятельности диких пчел.

7. Минеральное мумие — «обнаружено высоко в горах... куда не могли попасть ни животные, ни растения».

Характерно, что при этом авторы не приводят каких-либо данных о различии в химико-физических свойствах этих семи видов мумие, или о различии в их фармакологических эффектах. Кроме того, по последнему пункту классификации авторам следовало бы помнить, что горы Центральной Азии "молодые" и сравнительно недавно были дном моря, где в достаточном количестве водились и водоросли и различные живые существа.

Несомненно, в происхождении различных разновидностей мумие могут быть определенные особенности, но очевидно и другое: все виды мумие являются продуктом полимеризации органических остатков в условиях своеобразного «природного термостата» при наличии определенного состава микро-элементов. При этом, наибольшее количество мумие действительно экскрементального или фекалогенного происхождения. И чтобы «снять напряжение» споров о мумие мы сложили у геологического костра шутливую песенку о его происхождении.

Интересно, что и сеноставки и серебристая полевка непрерывно посещают места скопления мумие — своих литифицированных (окаменелых) испражнений. Мы убедились в этом в полевой сезон 1972 г., когда специально из принесенного песка сделали вокруг таких «туалетов» широкую следовую полосу.

Уже через 2—3 часа на песке отпечатались сотни следов, как будто вокруг шныряли полчища грызунов. Животные очень часто прикрывают эти скопления экскрементов огрызками лечебных трав. Складывается впечатление, что они ухаживают за этими скоплениями и используют их сами в каких-то «не туалетных» целях...

Искусственное мумие. Возможно ли оно? Уже в «Минералогии» Бируни содержались сведения об «искусственном» мумие. «Мне вспоминается, — пишет Бируни, — Субай-Хирма, который ежегодно прибывал к Хорезм-шаху с дарами, среди которых была и мумийа, изготовленная им из растений; он утверждал, что изготовленная таким образом мумийа обладает более высоким достоинством и быстрее действует». Далее Бируни рассказывает, как был свидетелем излечения с помощью этого мумие сломанной ноги сокольничего Хорезм-шаха. (Обращаем внимание читателя, что у Бируни это уже пятый вариант происхождения мумие!).

В начале 70-х годов группа исследователей из харьковских институтов во главе с А. И. Бескровным «сварили» в автоклаве МПВ — мумиеподобное вещество, получившее затем название «биомос» — биологически активное металлсодержащее соединение. На него были получены авторские свидетельства как на изобретения № 459476 и № 459477. Препарат, по данным авторов, был весьма близок к натуральному мумие как по составу, так и по действию. Начались его клинические испытания, но... Дальнейшая судьба препарата, как говорится, канула в Лету.

Заканчивая обсуждение вопроса о происхождении мумие хочется подчеркнуть, что в «молодых» горах с повышенной тектонической активностью, в осадочных породах может быть «Замуровано» неограниченное количество исходного биологического материала: остатков рыб, водорослей, ракообразных со дна бывшего здесь когда-то моря, а также испражнений грызунов, населяющих эти места сотни миллионов лет. И мне кажется наиболее разумными рассуждения Л. Ковальского и Р. Никитина о том, что местное население не различает по активности виды мумие.

 Домой  О компании  О мумие  Вопросы и ответы  Контакты  Доставка и оплата  Стоимость  Карта сайта  Мумие инструкция 

(499) 409-0-418

(905) 771-61-57

Copyright (c) 2010 Mumio.su Все права защищены.

           Копирование материалов с данного сайта запрещено и преследуется по закону в соответствии с действующим законодательством РФ

info@mumio.su